Проблемы охраны природы в Курской области

Т.Д. Филатова

Центрально-Чернозёмный государственный природный биосферный заповедник

filatova@zapoved.kursk.ru

 

Около двух третей территории Курской области (КО) лежит в лесостепи, но степные экосистемы по экспертным оценкам уцелели лишь на 2-3% площади КО. До недавнего времени в области было 79 региональных  ООПТ разных категорий, их общая площадь составляла около 7,1% от территории области. Собственно степные сообщества  были представлены только на территории трёх памятников природы на юго-востоке области в Горшеченском районе. Их общая площадь составляла всего около 66 га  – это 0,002% Курской области, но на их территории зарегистрировано 56 видов сосудистых растений из Красной книги Курской области – это 31% всех видов сосудистых растений в Красной книге КО, в том числе 7 видов из Красной книги РФ, 3 вида из Красного списка МСОП. Все региональные ООПТ КО не были переведены в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов».

6 июля 2009 г. вышло Постановление Администрации Курской области  № 218 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Курской области в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения». Этим Постановлением фактически ликвидированы  76 из 79 региональных ООПТ, в том числе и три степных памятника природы.

Это упразднение ООПТ произошло под предлогом необходимости приведения в соответствие нормативных правовых актов Курской области с законодательством Российской Федерации. Однако, большинство региональных ООПТ были созданы до 1995 г., т. е.  до выхода Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", и уж тем более задолго до введения в действие Земельного и Лесного кодексов РФ, которые вступили в силу 30.10.2001 г. и 01.01.2007 г. соответственно. Правоустанавливающим документом для региональных ООПТ являлось Постановление главы администрации Курской области "Об особо охраняемых природных территориях Курской области" № 346 от 21.04.1994.

Основной причиной упразднения ООПТ КО, видимо, является нежелание региональной власти прикладывать усилия и нести расходы по их должному оформлению и соблюдению ограничений природопользования. Нет ООПТ – и нет проблем! Фактически на сегодня комплексно охраняет природу области единственная здесь федеральная ООПТ – Центрально-Черноземный биосферный заповедник (ЦЧЗ), но все 6 участков заповедника составляют лишь около 0.18% территории области, в том числе степные экосистемы – менее 0.1%.

Скоро уже 2 года, как все региональные ООПТ, (а их всего 3 и ни одной степной!) сведены до пренебрежимо ничтожной величины – около 0.002% от площади КО. Похоже, это вполне устраивает областное руководство. К сожалению, как выясняется, сходная ситуация сложилась не только в КО.

Может быть, законодательно должен быть прописан нижний предел, т.е. доля площади региона, которая выделяется под ООПТ всех категорий и статусов. Сейчас в КО эта доля – около 0.18 % от площади КО!!! Есть ли где-нибудь ещё ниже?

Степные заповедники часто состоят из нескольких небольших участков. В таких условиях важную роль приобретают охранные зоны, площади которых могут значительно превышать саму заповедную. Так, площадь  6 участков ЦЧЗ  – 5 287 га, 3-х километровые охранные зоны имеются вокруг 4-х участков ЦЧЗ, их общая площадь – 28 662 га; вокруг двух участков охранные зоны ещё не созданы. По закону охранные зоны не имеют статуса ООПТ, но в Положениях могут быть приняты такие ограничения (например, полный запрет охоты), которые поставят их не ниже, чем региональные заказники. Однако, четкий порядок образования охранных зон, которые теперь утверждаются на уровне Правительства РФ, не прописан. Более того, после появившихся изменений в Кодексе об административных правонарушениях, госинспектора имеют теперь полномочия составлять протоколы лишь на заповедной территории (статья 28.3) (большая часть протоколов об административных правонарушениях составлялась госинспекторами ЦЧЗ именно на территориях охранных зон заповедника). Такая ситуация, с одной стороны, никак не может способствовать поддержанию ограничительных режимов в охранных зонах, а, с другой стороны, не может стимулировать сотрудников заповедника проходить тяжкий путь по созданию охранных зон, в которых у них в итоге не будет необходимых полномочий. Эти полномочия оказались размытыми между разными ведомствами, что препятствует оперативности, создает проволочки и, в конце концов, почти сводит на нет работу госинспекторов заповедников в их охранных зонах.

 

29.03.2011

© Т.Д. Филатова, 2011 г.

К списку материалов e-конференции

На главную страницу

Hosted by uCoz